Coat of arms of the city of Vileika

Unofficial information site of Vileyka

Vileyka-Info

Vileyka-Info

vileykainfo.by

 

 

Vileyka is the district center of the Minsk region of the Republic of Belarus. The city is located on the right bank of the Viliya River, 100 km northwest of Minsk.

It is believed that Vileyka appeared about five centuries ago. However, archaeological finds indicate that people established a permanent settlement near today's borders of Vileyka much earlier. The first people on the territory of the modern Vileika region appeared around the 9th millennium BC. Not far from the villages of Sosenka and Ostashkovo, sites of ancient people and flint tools were found, according to which the age of the found sites is attributed to 7-5 millennium BC. Later archaeological sites dating back to the Neolithic era (4-2 millennium BC) were found near the villages of Kameno, Kastyki, Kurenets, Naroch, Rabun and some others.

There are a lot of archaeological finds on the territory of the Vileika region dating back to the Bronze and Iron Ages, including those near Vileika itself.

Approximately from the middle of the 1st millennium AD, the time of the Bantser culture began. Since the time of the Krivichi-Dregovichi Slavs, numerous funerary monuments have been preserved. There are more than 20 burial mounds of the 9th-12th centuries AD on the territory of the Vileika region.

In the X-XIII centuries the territory of modern Vileika region was part of the Principality of Polotsk, and from the 14th to the 17th centuries was part of the Grand Duchy of Lithuania. During this period, the settlement was called Old Kurenets.

According to the latest research, the first written mention of Vileyka dates back to 1460. But a few years ago, the date of the first mention was considered to be 1599. Due to this, Vileika celebrated its 400th anniversary and 550th anniversary with a difference of only 11 years.

Since 1793, after the 2nd partition of the Commonwealth, Vileyka has been part of the Russian Empire. The settlement was located for more than a kilometer along the banks of the Viliya and has the only street. In 1795 Vileika became a county town. Since 1796 Vileyka had the own Coat of arms. The modern Coat of arms of Vileyka contain only the lower part from its original image.

In the old days the main occupations of the inhabitants were agriculture and river navigation. Timber and agricultural products were exported to Europe along the Viliya and further along the Neman. Large trade fairs were held annually in the city till the end of the 19th century. The largest glass manufactory on the territory of modern Belarus was grounded in Ilya in the 18th century. In the 19th century there was a cloth factory not far from Dolginovo. By the end of the 19th century there were more than 3.5 thousand inhabitants in Vileyka, 59% of them were not literate. In total, more than 200 thousand inhabitants lived in the Vilna province.

Since the beginning of the XIX century, after a great fire in 1810 and war destruction in 1812, a major reconstruction of the city began. Since 1845, Vileyka has become the center of the Vilna province. Its renewal continued, and the old buildings were completely replaced within a century. Many buildings of modern Vileyka were founded in the late 19th - early 20th centuries. Water cargo transportation along the river in the 20th century was replaced by significant flows of goods and passengers through the Vileika railway station, opened in 1904.

Since November 8, 1917 Soviet power was established in Vileyka. It lasted a little over a year. In December 1918 Vileyka was occupied by German troops, in 1919 was occupied by Polish troops, since 1921 Vileyka became part of Poland and remained a provincial town on its outskirts until 1939. After the transition of Western Belarus to the USSR, Vileyka received the status of the center of the Vileyka region, that existed almost until the end of the Second World War. In September 1944, two months after the area was liberated from the Nazi invaders, Vileyka became the regional center of the Molodechno region (since 1960 - Minsk region).

During the Second World War, the area was under occupation (from 06/25/1941 to 07/2/1944). During the years of the war, the Nazi invaders destroyed more than 15 thousand civilians in the region and completely burned 5 villages along with the population. Two villages (Lubcha and Borki) were never rebuilt after the war.

Nowadays, the Vileyka district occupies an area of ??2400 square kilometers. Most of the territory of the district is a hilly area with many lakes and partially drained swamps. Almost half of the region's area (more than 41%) is occupied by coniferous and mixed forests. On the territory of the district there is the largest artificial reservoir in the republic - the Vileyka reservoir, created in 1974. Its area is almost 65 sq. km, and the average volume of water is 0.24 billion cubic meters. The Vileyka reservoir is the part of the Vileyka-Minsk water system, which includes a cascade of reservoirs connected by artificial channels with five water pumping stations. The Vileyka-Minsk water system constructed to provide the capital of Belarus with high-quality drinking water in the required quantity.

Additional data on Vileyka and Vileyka district are given on the page Statistics.

Reprinting of materials is allowed only with a link to the Vileyka-Info website.

яндекс.ћетрика   Vileyka-Info :: unofficial information site of Vileyka
https://vileykainfo.by
  © I.Ryndevich (igrnd.by)

Герб города Вилейка

Неофициальный информационный сайт Вилейки

Вилейка-Info

Вилейка-Info

vileykainfo.by

 

 

Вилейка – районный центр Минской области Республики Беларусь. Расположен на правом берегу реки Вилии, в 100 км к северо-западу от Минска.

Считается, что Вилейка появилась около пяти столетий назад, однако археологические находки свидетельствуют о том, что люди основали постоянное поселение недалеко от сегодняшних границ Вилейки намного раньше этой даты. Первые люди на территории современного Вилейского района появились примерно в 9 тысячелетии до нашей эры. Недалеко от деревень Сосенка и Осташково найдены стоянки древних людей и кремневые орудия труда, по которым возраст найденных стоянок относят к 7-5 тысячелетию до нашей эры. Более поздние археологические памятники, относящиеся к эпохе неолита (4-2 тысячелетия до нашей эры), обнаружены возле деревень Камено, Кастыки, Куренец, Нарочь, Рабунь и некоторых других.

Наиболее старые из этих находок принадлежат племенам кундовской культуры, обитавшим в северной части современной территории района примерно до 4 тысячелетия до нашей эры, после чего на их место пришли племена нарвской культуры. Однако уже в 3 тысячелетии до нашей эры их сменили племена культуры гребенчато-ямочной керамики. Позднее, в эпоху бронзы (3-2 тысячелетие до н.э. – VII в. до н.э.), наши земли населяли племена культуры шнуровой керамики, а в раннем железном веке – балтские племена культуры штриховой керамики. Археологических находок на территории Вилейского района, относящихся к бронзовому и железному векам, сделано очень много, в том числе и возле самой Вилейки.

Примерно с середины 1 тысячелетия нашей эры наступила пора банцеровской культуры. Со времен кривичско-дреговичских славян сохранились многочисленные погребальные памятники: на территории Вилейского района насчитывается более 20 курганных могильников IX-XII вв. н.э.

В X-XIII вв. территория современной Вилейщины входила в состав Полоцкого княжества, а с XIV по XVII в. – в Великое княжество Литовское. В этот период поселение носит название Старый Куренец.

Согласно последним исследованиям, первое письменное упоминание Вилейки датируется 1460 годом, однако еще несколько лет назад датой первого упоминания (и соответственно, основания города) считался 1599 год. Благодаря этому, Вилейка отметила свое 400-летие и 550-летие с разницей всего в 11 лет.

С 1793 года, после 2-го раздела Речи Посполитой, Вилейка входит в состав Российской империи. На имеющихся картах Вилейки XVIII века видно, что поселение располагалось на протяжении более километра по берегу Вилии вдоль единственной улицы с небольшой площадью у места впадения в Вилию ее притока. Тогда же, в конце XVIII в., а именно 3 мая (по старому стилю) 1795 года, Вилейка стала уездным городом. С 22 января (по старому стилю) 1796 года существует герб Вилейки, от первоначального изображения которого до нашего времени в несколько измененном виде сохранилась только нижняя часть (в верхней изображался Минский герб, который в 1845 году был заменен на Виленский, а после октябрьской революции был отменен одновременно с исчезновением Виленской губернии).

Основными занятиями жителей города в старину являлись земледелие и речное судоходство. По Вилии и далее по Неману в Европу вывозили лес и продукты земледелия. Ежегодно в городе проводились крупные торговые ярмарки, объемы торговли начали спадать только к концу XIX в. С XVIII в. в Илье заработала крупнейшая на территории современной Беларуси стекольная мануфактура. В XIX в. недалеко от Долгиново существовала суконная фабрика. К концу XIX столетия в Вилейке насчитывалось более 3,5 тысяч жителей, 59% из которых не были обучены грамоте. Всего в Виленской губернии проживало более 200 тысяч жителей.

С начала XIX в. после большого пожара 1810 года и разрушений во время войны 1812 года началась крупная реконструкция города. С 1845 года Вилейка становится центром Виленской губернии, ее обновление продолжается. В течение столетия полностью была заменена старая застройка. Многие здания сегодняшней Вилейки были заложены в конце XIX – начале XX вв. Водные грузоперевозки по реке в XX в. заменились значительными по величине потоками грузов и пассажиров через Вилейскую станцию железной дороги (существует с 1904 года).

В 1917 году, 8 ноября, в Вилейке установлена Советская власть. Продержалась она чуть более года – с декабря 1918 года Вилейка была оккупирована германскими войсками, в 1919 г. – польскими, с 1921 г. – отошла в состав Польши и оставалась провинциальным местечком на ее окраине вплоть до 1939 года. После перехода Западной Беларуси в состав СССР Вилейка получила статус центра Вилейской области, в котором просуществовала почти до конца второй мировой войны. В сентябре 1944 года, спустя два месяца после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков, Вилейка стала районным центром Молодечненской области, а позднее (с 1960 года) – Минской.

В годы Великой Отечественной войны район находился в оккупации (с 25.06.1941 г. по 2.07.1944 г.). Немецко-фашистские захватчики за годы войны уничтожили более 15 тысяч мирных жителей района, в том числе полностью сожгли вместе с населением 5 деревень. Две деревни (Любча и Борки) так и не были восстановлены после войны.

В настоящее время Вилейский район занимает площадь в 2400 кв. км. Большая часть территории района пришлась на Нарочанско-Вилейскую низменность и представляет собой холмистую местность со множеством озер и частично осушенных болот. Почти половина площади района (более 41%) занята хвойными и смешанными лесами. На территории района, почти касаясь черты города, располагается самый крупный в республике искусственный водоем – Вилейское водохранилище, существующее с 1974 года. Его площадь равна почти 65 кв. км, а объем воды в среднем составляет 0,24 млрд. кубометров. Строительство водохранилища и Вилейско-Минской водной системы, включающей в себя каскад водохранилищ (Вилейское, Заславское, Криница и Дрозды), соединенных искусственными каналами с пятью водонасосными станциями, позволило обеспечить столицу Беларуси качественной питьевой водой в необходимом количестве.

Дополнительные данные по Вилейке и Вилейскому району приведены на странице Статистика.

Перепечатка материалов допускается только со ссылкой на сайт Вилейка-Info

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!  

Вилейка-Info :: неофициальный информационный сайт г. Вилейки
http://vileykainfo.by
  © И.Рындевич (igrnd.ru)